Клинкерный кирпич был известен в России еще более ста лет назад. Тогда его позаимствовали у немецких строителей и широко использовали для благоустройства дорог и отделки особняков. Потом на долгое время клинкер был забыт, и лишь совсем недавно снова вернул былую популярность. Сейчас он используется для мощения самых разных дорожных покрытий: садовых дорожек, парковых аллей, тротуаров, парковок, торговых площадок и т.д. – ничего лучше просто не существует, как утверждают профессионалы.
Что такое тротуарный кирпич
Клинкерный кирпич или брусчатка – это формовые изделия для мощения дорожек, изготовленные на основе тугоплавкой глины и воды. Особый способ обжига придает такому кирпичу очень высокие эксплуатационные характеристики, а кроме того, неповторимый внешний вид. Благодаря различным химическим соединениям можно получить уникальные, пестрящие окрасы кирпича в одной и той же партии, что позволяет создавать эксклюзивные, очень красивые ландшафтные дизайны, неважно для какого участка будут они применяться – на даче, в саду, на летней площадке ресторана или парковочной площади возле офисного здания.
Главные преимущества тротуарного клинкерного кирпича для дорожного покрытия:
износостойкость – этот материал устойчив к истиранию, повреждениям, большим нагрузкам;
морозостойкость – не растрескивается и не деформируется даже при низких температурах и снегопадах;
долговечность – при соблюдении технологии укладки дорожки и площадки с таким покрытием не изменят своего первоначального вида даже спустя десять лет;
устойчивость к химикатам;
нетоксичность.
Еще одно большое преимущество, тротуарный кирпич возможно использовать повторно без потери его свойств и качеств. Его легко демонтировать, если возникает потребность, например, в замене водопроводных или канализационных труб. А затем уложить снова.
Клинкерный кирпич может различаться:
по размеру – в зависимости от целевого назначения;
по форме – от классической прямоугольной до фигурной и даже решетчатой;
по цвету – от стандартного кирпично-красного до синего, желтого, лилового, белого и т.д.;
по фактуре верхнего слоя – гладкий, матовый, шероховатый, под натуральный камень.
Можно сочетать на одной площади несколько различных размеров, цветов и фактур для создания неповторимого орнамента или рисунка. Какой бы кирпич ни был выбран, вы всегда получите гарантированное качество, долговечность и безупречный внешний вид – при условии, что будет соблюдены все рекомендации по укладке клинкера.
Объекты
Особенности
Типы, размеры и спецификации
Компания «A.D.W. Klinker» предлагает Вашему внимаю:
Тротуарный кирпич толщиной 40мм и 45мм.
Кирпич толщиной 40мм - используется для пешеходных дорожек.
Кирпич толщиной 45мм - используется для пешеходных дорожек, дорожек по которым ездят коляски велосипеды и т.д. Кирпич такой толщины имеет очень привлекательную цену для покупателя.
Кирпич толщиной 52мм - используется для подъездных дорожек к гаражу, а так же дорог для подъезда легкового транспорта (площади).
Кирпич толщиной 60-71мм - используется для дорог общего пользования.
Различные форматы тротуарного клинкерного кирпича подчеркивают неординарность, изысканность и особенность вашего ландшафта. Возможна комбинация разных форм. Укладка прямоугольников, квадратов или маленьких клинкеров создает впечатление декоративно оформленной площади. Неисчерпаемы творческие возможности для разных видов мощения клинкерным кирпичом.
Атестация
Результат
Требования согласно DIN 18 503 Норма
Требования согласно DIN 18 503 Соответствие
Допустимые отклонения по размерам Длина (мм)/ Ширина (мм)/ Высота (мм)
196-204/ 98-102/ 51-53
Соответствует
Плотность материала (кг/дм3)
2,44
> 2.00
Соответствует
Предел прочности на сжатие (Н/мм2)
184
> 80
Соответствует
Предел прочности на изгиб (Н/мм2)
23
> 10
Соответствует
Прочность на истирание ( потери материала при истирании абразивным
8
> 20
Cоответствует
инструментом, см3/50см2)
Водопоглощение (М-%)
1,1
< 6
Соответствует
Морозоустойчивость
> 50 циклов
> 25
Соответствует
Прочее: образование высолов (0=высолы не образуются, до 3=различные высолы)
0= высолы не образуются
0=высолы не образуются
Соответствует
Укладка
Для облегчения и ускорения процесса мощения настоятельно рекомендуется вначале составить эскиз с учетом всех размеров и рисунков. Исходя из этого, высчитывается количество кирпича, которое необходимо будет закупить, и сопутствующих материалов.
Если работы по мощению будут проводиться самостоятельно, понадобятся также следующие инструменты:
пила по камню;
уровень или правило;
рулетка;
молоток резиновый;
строительный шнур;
грабли и лопата;
колышки из дерева для разметки;
рабочие рукавицы и защитные очки.
Разметка
Перед началом работ нужно на площадке, где будет проводиться мощение, выполнить разметку. Для этого следует хорошо очистить грунт от травы, дерна, палой листы и пр. Затем с помощью рулетки, деревянных колышков и нити выполнить разметку в соответствии с чертежом. Если укладка производится только на дорожках, то в качестве боковых ограничителей удобной использовать металлические рейки.
После этого надо выкопать канавы или яму под фундамент. Ориентироваться следует на уровень, если глубина котлована под фундамент будет везде одинаковой, можно существенно сэкономить время и материалы. Минимальная глубина ямы под фундамент – 20-25 сантиметров.
Подготовка основы дорожного покрытия
Это один из самых важных этапов кладки. Если неправильно или небрежно подготовить «фундамент» под тротуарный кирпич, покрытие не прослужит долго, особенно если речь идет о местах с большими проходимостью и нагрузками. Поэтому рекомендуется не экономить и использовать только профессиональные смеси, состав которых адаптирован специально для укладки тротуарного кирпича. Дополнительно используются особые дренажные растворы, которые эффективно удаляют воду и препятствуют скоплению влаги, что также влияет на прочность и долговечность кирпичного покрытия дороги.
Есть и другой способ подготовки основы под клинкерный кирпич. Можно соорудить «подушку» из гравия, щебня и песка. Вначале засыпается щебень, разравнивается и трамбуется. Сверху на него таким же образом укладывается более мелкий гравий. В конце засыпается слой песка и все три слоя заливаются водой. Что это дает? При намокании песок и мелкий гравий будут проседать там, где остались просветы и неровности. После того как произойдет полная усадка, будут видны все просветы и впадины. Чтобы выровнять их, засыпается еще один слой песка, трамбуется и вновь заливается водой. Повторять процесс нужно до тех пор, пока не перестанут образовываться провалы. Это значит, что все щели и пустоты заполнены полностью и с нужной плотностью. Такое основание гарантирует качественную и долговечную опору для клинкерного кирпича.
Совет: на небольших площадях подойдет использование ручной трамбовочной машины. Но если площадка внушительная, имеет смысл работать с электрическим инструментом. Если такого нет в наличии, можно арендовать его на время в строительном магазине.
Толщина фундамента под тротуарный кирпич зависит от степени проходимости зоны, на которой он будет уложен. Чем больше нагрузки, тем толще должно быть основание. Тогда покрытие прослужит несколько десятилетий, не теряя своих отличных характеристик. Влияет также и грунт. На песчаную почву следует укладывать фундамент толщиной не менее 20 см, для глинистой почвы он может достигать 40 см. Если нагрузки на мощеную поверхность будут большими, можно уплотнить фундамент с помощью арматуры, досок или труб. Их нужно укладывать между слоями гравия.
Важный момент: следует постоянно контролировать толщину основания, она должна быть равной на всех участках. Делается это с помощью правила и шнуровой отвески. Если укладка рассчитана на узкие дорожки, то вместо правила можно ориентироваться на боковые реечные ограничители.
Дренажная система
Если при укладке основания под тротуарный клинкерный кирпич не использовался дренажный раствор, нужно будет соорудить дренажную систему. Это делается для того, чтобы во время дождя вода не скапливалась под кирпичом и не разрушала покрытие. Просчитывается высота и угол водостоков, а также направление, в котором будет стекать вода. Ни в коем случае вода не должна стекать по направлению к постройке. В этом случае грунт подвержен вымыванию, что приводит к постепенному, но необратимому проседанию фундамента.
Подготовка клинкерного кирпича
Если для мощения используется кирпич одного цвета, фактуры и размера, то никакой особенной подготовки в этом случае не потребуется. Если же планируется создать пестрое покрытие, то нужно смешать в лотке или ящике 5-6 поддонов кирпича разных оттенков, а затем выкладывать их произвольно.
При выкладывании продуманного орнамента или узора кирпичи разных цветов и форм рекомендуется разложить по разным лоткам для удобства работы.
Следует помнить о том, что даже если не будут выкладываться замысловатые орнаменты, без подрезки кирпича все равно не обойтись. Делается это с помощью специальной камнерезной пилы. Кирпичи предварительно увлажняются. Рекомендуется использовать в работе перчатки и маску.
Особенности укладки тротуарного кирпича
Клинкерный кирпич, как правило, укладывается двумя способами: стык встык, с зазором не более 5 мм.
Способ «стык встык» не очень рекомендован, так как при этом трудно избежать попадания влаги между кирпичами и сохранить их неподвижность в процессе эксплуатации покрытия. Кроме того, если возникнет необходимость заменить один, его будет сложно вытащить, не повредив соседние.
Начинать кладку следует от середины площадки по направлению к краевым ограждениям. Так намного легче соблюдать все разметки и следить за симметрией рисунка. А в случае ошибки – намного легче своевременно ее поправить. В процессе очень важно следить за тем, чтобы кирпичики были уложены на одном уровне. Поскольку монтаж клинкерного кирпичного покрытия тротуаров и дорожек осуществляется методом вдавливания кирпичей в основание, откорректировать уровень будет несложно.
Способы укладки тротуарного кирпича
Есть множество способов декоративной укладки клинкерного кирпича. Самые распространенные: перевязка «елочка», перевязка «паркет», перевязка в полкирпича, декоративная перевязка.
Выбирать вид перевязки нужно не только исходя из собственных предпочтений и возможности осуществления того или иного рисунка. Важно учитывать также проходимость и нагрузку на дорожное покрытие. Например, «елочка» - универсальная перевязка, но таким образом можно оформить далеко не каждый узор. А вот перевязка «паркет» не подходит для проезжей части и магистралей, только для тротуаров и аллей.
Заполнение швов тротуарной плитки
Если выполняется укладка с зазорами, то по окончанию работ все швы засыпаются песком или затираются специальным составом. Предварительно кирпич нужно тщательно очистить, и только после этого приступать к засыпанию швов. Песок затирается и утрамбовывается, после чего снова швы засыпаются, пока не получится плотное покрытие. Использовать для этих целей цемент не рекомендуется, так как он влияет на характеристики клинкерного кирпича.
То, насколько качественно будут закрыты швы, также влияет на усадку покрытия, проходимость дождевых и талых вод, и его долговечность. Поэтому не надо лениться при выполнении завершающих работ, затереть швы необходимо сразу же, откладывать это нельзя, так как будет нарушена прочность покрытия. Для качественной, плотной утрамбовки швов используется специальный вибратор. Он хорошо уплотняет песок, но при этом не повреждает механически поверхность кирпича.
По окончанию всех работ вымощенной площадке нужно дать несколько дней на устойку. Ступать на нее в это время нельзя.